Главная / Статьи / «Проблемные моменты в передаче документов по регистрационному обслуживанию граждан от одной Управляющей организации к другой»

«Проблемные моменты в передаче документов по регистрационному обслуживанию граждан от одной Управля

У многих вновь создаваемых ТСЖ, ЖСК, Управляющих организаций возникает, вопрос по учету граждан проживающих по месту предоставления коммунальных услуг, так как от этого зависят суммы начислений, а так же права граждан на свободу передвижения.
В силу  п.10.ст.162 ЖК РФ и п.п. «е».п.26 Правил содержания общего имущества утвержденных ПП РФ №491 от 10.08.06 у предыдущей управляющих организаций возникает  обязательство по передаче   технической документации на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации.
На практике встречаются случаи, когда предыдущая Управляющая организация не передает вновь избранной управляющей организаций  учетные карточки по регистрационному учету граждан. Обосновывая это вполне аргументированной правовой позицией, но попробуем разобраться с этим более детально:
1.КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ в ПОСТАНОВЛЕНИЯ от 2 февраля 1998 г.N 4-П  в п.2 указал, что «органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.
п.3 «Установление иных, кроме прямо указанных в федеральном законе, оснований для введения разрешительного порядка регистрации является нарушением требований Конституции Российской Федерации и федерального закона».
п.4 «Регистрация гражданина по месту жительства, согласно части первой статьи 6 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта».
«При этом, по смыслу части второй данной статьи, представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства. Введение же дополнительных требований о представлении каких-либо иных документов могло бы фактически привести к парализации соответствующих прав граждан».
Согласно п.4. ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 17 июля 1995 г. N 713
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РЕГИСТРАЦИИ И СНЯТИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРЕЧНЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА РЕГИСТРАЦИЮ».
«Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения».
Согласно перечню Утвержденному Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 «ПЕРЕЧЕНЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА РЕГИСТРАЦИЮ»
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.03.2008 N 220)
п.2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
Из анализа выше приведенных нормативно правовых актов можно сделать вывод о том, что должностные лица предыдущей управляющей  организации  не могут в будущем являться уполномоченным должностным лицами способным осуществлять функции первичного учета граждан, и вводить дополнительные ограничения для граждан при осуществлении последними своих конституционных прав на свободу передвижения.
У Вашего покорного слуги возникло в практике достаточно интересное дело:
Пришлось обращаться в арбитражный суд Свердловской области по истечении трех летнего срока прихода к управлению ТСЖ от предыдущей управляющей организации  по вопросу истребования карт регистрационного обслуживания граждан.
Выводы суда удивили: суд применил срок исковой давности и отказал в удовлетворении данного иска.
Посчитав регистрационные карточки объектом права!!! Давайте разберемся, являются ли регистрационные карточки объектом права?
Зададим ряд вопросов и сами же на них ответим:
1.Возможно ли участие данных карт в гражданском обороте, то есть можем мы их продать, подарить, обменятся в рамках гражданских правоотношений? Ответ очевиден- НЕТ.
Задавая такие вопросы нам пришлось дойти до Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, который в свою очередь поддержал нашу позицию по делу № 1089/11 от 06.09.2011г. указав следующее:
"В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для
реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится  регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно названной норме граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень
должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Исходя из пункта 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995
№ 713 (далее - Правила регистрации), регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
В Перечне должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденном тем же постановлением Правительства Российской Федерации (в редакции от 28.03.2008), к таким лицам отнесены собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими
помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников
жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в
жилых помещениях частного жилищного фонда; уполномоченные лица
органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
Таким образом, товарищество собственников жилья наряду с другими лицами, поименованными в указанном Перечне, выполняющими функции управления многоквартирным домом, в соответствии с приведенными нормами права осуществляет полномочия должностного лица, ответственного за регистрацию граждан.
Для осуществления процедуры регистрации граждане обращаются с предусмотренными Правилами регистрации документами к названным должностным лицам, которые обязаны передать их вместе с адресными листками прибытия и формами учета в органы регистрационного учета (пункты 9, 11, 16, 17 Правил регистрации).
Введенными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2010 № 885 изменениями в Правила регистрации предусмотрена также возможность уведомления гражданами органа регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей
общего доступа, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Однако эти изменения не отменяют последующей обязанности должностных лиц,
ответственных за регистрацию, по передаче необходимых для регистрации документов в органы регистрационного учета.
Органы регистрационного учета регистрируют граждан по месту жительства в 3-дневный срок со дня поступления документов (пункт 18 Правил регистрации).
Аналогичные положения предусмотрены Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах
Российской Федерации (далее - Административный регламент),утвержденным приказом Федеральной миграционной службы от 20.09.2007 № 208, который осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации определяет как государственную услугу.
Согласно пунктам 56, 58 Административного регламента регистрация граждан по месту жительства состоит, в числе прочего, из оформления должностными лицами, ответственными за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и
представленных документов карточек регистрации по формам № 9(карточка регистрации) и
 № 10 (поквартирная карточка). На должностных лиц, ответственных за регистрацию, возложена обязанность по хранению этих карточек.
Системное толкование указанных норм дает основание полагать, что лица, поименованные в качестве должностных лиц, ответственных за регистрацию, исполняя функции, связанные с регистрацией граждан по месту жительства либо пребывания, выполняют публично-правовые обязанности, возложенные на них законом, предоставляя государственную услугу гражданам Российской Федерации.
Поскольку регистрационный учет устанавливается не только в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, но и исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (пункт 1 Правил регистрации), невозможность выполнения указанных функций товариществом, осуществляющим
полномочия должностного лица, ответственного за регистрацию, в отсутствие истребуемых документов не только нарушает права граждан -собственников помещений многоквартирного дома, которым товарищество не вправе отказывать в приеме заявлений на регистрацию и
снятие их с регистрационного учета, но и создает условия для нарушения публичного порядка совершения данных процедур, а следовательно, и требований закона.
Управляющая компания, утратив полномочия по управлению многоквартирным домом и, как следствие, функции должностного лица, ответственного за регистрацию граждан по упомянутому дому, обязана с переходом этих обязанностей к товариществу передать по его требованию все документы по ведению регистрационного учета для последующего
исполнения им возложенных на него законом функций.
Нахождение у лица, не имеющего права хранить документы регистрационного учета, которые содержат сведения о собственниках помещений многоквартирного дома, в том числе их персональные данные (фамилию, имя, отчество, год, месяц, дату и место рождения, адрес,
семейное и иное социальное положение и т.д.), а также сведения о документах, удостоверяющих личность, о правах на помещения, создает возможность их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.
Таким образом, суды не учли характер рассматриваемых отношений, а в связи с этим положения пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса о неприменении к административным отношениям гражданского законодательства, в том числе положений об исковой давности.
Поскольку товарищество обратилось в суд в интересах собственников помещений в многоквартирном жилом доме, права которых нарушены длительным и продолжающимся неисполнением предусмотренной законом обязанности по передаче документов, а также в
целях исполнения публичной обязанности по предоставлению государственной услуги, его требование к лицу, прекратившему исполнять функции по управлению домом, не может быть ограничено сроком".