Главная / Статьи / Разграничение ответственности между должностным и юридическим лицом по нормам КоАП РФ.

Разграничение ответственности между должностным и юридическим лицом по нормам Ко...

КоАП РФ установил ответственность как юридических так и должностных лиц, и для правильной квалификации правонарушений и назначения наказания необходимо найти критерий, который бы разграничивал ответственность данных субъектов правоотношений.
На наш взгляд данным критерием может выступить понятие вины юридического лица тем более, что данное обстоятельство подлежит доказыванию согласно п.2 и п.3 ст.26.1 КоАП РФ.
Согласно пункту 1 статьи 1.6. КоАП РФ  "Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом".
Из чего можно сделать вывод о том, что во-первых должна быть статья в КоАП предусматривающая ответственность за правонарушение, субъектом, которой бы являлось именно юридическое лицо.
Но если ситуация не так очевидна и норма предполагает альтернативную ответственность должностного и/или юридического лица.
Тогда для нас исходной точкой при квалификации и определении ответственного лица может стать понятие обязанность, которое обладает в нормах КоАП определенной спецификой:
1) Именно юридическому (либо должностному) лицу было  предписано выполнение определенного вида поведения или воздержаться от него, что было проигнорировано. .
2)Отсутствовали основания препятствующие исполнению данной обязанности (лицо не находилась в состоянии крайней необходимости и.т.д), что является безусловным основание для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
При этом не стоит забывать что к административной ответственности  за одно правонарушение может быть одновременно привлечено как юридическое так должностное  лицо нормы КоАП этого не запрещают.
По этой причине четкое разграничение обязанностей между  юридическим и должностным  лицом способны исключить ошибочное привлечение к административной ответственности не надлежащего субъекта.
В следствии чего возникает интересный момент, если уполномоченное лицо на составление протокола об административном  правонарушении производит его составление на ненадлежащее лицо то это может явится основанием для прекращения производства в целом.